После долгих лет разработки долгожданная Atomic Heart от студии Mundfish добралась до релиза. Нам удалось собственноручно познакомиться с финальной сборкой, поэтому спешим в деталях рассказать о первом проекте молодой команды. Да, игра прекрасно работает, но с некоторыми особенностями, о которых мы сегодня обязательно поведаем.
Ранее нам довелось опробовать первичную сборку «Атомного сердца», поэтому отметим сразу, что конечный продукт геймплейно немного отличается. Разработчики значительно доработали первоначальные механики и ускорили геймплей — теперь бои стали динамичнее и плавнее. Сравнивать версии мы не будем, поэтому сразу перейдём к сути.
Строим счастливое будущее вместе?
Кратко и быстро пройдёмся по стартовому сюжету для затравочки. Atomic Heart перенесёт игроков в альтернативную вселенную, в которой выдающийся учёный Дмитрий Сеченов создал «Полимер». Это привело к дальнейшему развитию технологий — роботы с искусственным интеллектом заполонили планету, а секретный Объект 3826 стал главной базой СССР, занимающейся передовыми разработками.
По не самому удачному стечению обстоятельств в 1955 году происходит сбой в программе роботов, поэтому машину занялись безостановочной зачисткой территорий закрытого города от людей. Геймерам придётся исправить сложившуюся ситуацию за майора Нечаева по личной просьбе Сеченова. Мы не приветствуем спойлеры, поэтому о дальнейших событиях рекомендуем узнать самостоятельно.
Сюжет развивается последовательно, моментально втягивает в происходящее, частенько заставляет задумываться о происходящем и открывает другую сторону прогресса. Ожидать сценария уровня Оскара давних лет не стоит, однако все происходящие события понятны, а действия героя логичны. Atomic Heart, как и любая другая хорошая история, не стоит на месте. Она постепенно развивается и глубже погружает наблюдателя в игровой процесс.
К тому же для постоянного поддержания вовлечённости игрока в процесс разработчики внедрили в руку героя искусственный интеллект ХРАЗ, который не только предоставляет полезные советы, но и часто содействует информационными диалогами, раскрывая подробности лора. Да и Нечаев, офицер с «искоркой» — может жёстко пошутить или вовсе послать виртуального друга куда подальше. Получается, и весело, и полезно. Хотя временами грубость кажется немного натянутой, но общие впечатления это не особо портит.
Благодаря такому точному воплощению двух разумов достигается полноценная синергия — бродить по локациям не надоедает, болтовня приносит наслаждение и возникает непреодолимое желание получить новые вводные о событиях. Другие герои немного отстают от «центральной двойки», но тоже остаются в памяти — балерины (куда же без них), баба Зина, ежиха и Сеченов. Хотя скорее всего к финалу игроки вряд ли вспомнят, как звали немца-учёного, инженера-саботажника и других менее важных для сюжета личностей. Но избушку… избушку точно запомните.
Не забудем упомянуть и атмосферу. С первых минут и до самых титров игрок не только условно, но и фактически погружается в Советскую эпоху. В каждом участке мира замечаешь аутентичный антураж — от общения между героями до плакатов, лозунгов и других фрагментов былого времени. Все элементы окружения хорошо сочетаются между собой и складываются в цельную картину.
Спаситесь от Вовчиков
С геймплеем всё не так однозначно, поэтому пойдём с самых азов. По сюжету игрок окажется, как в закрытых локациях, так и в открытых, поэтому игровой процесс в этих зонах будет немного отличаться. В полигонах, исследовательских центрах и других станциях Нечяеву придётся выполнять различные действия по поиску сюжетных предметов и уничтожать, как Гордон Фримен или Сэм Фишер (чаще, как первый), любые цели перед собой.
Попутно придётся решать множество головоломок. Некоторые совсем простые (быстро активируйте пять лампочек или взломайте замок двумя кнопками), однако другая часть выполнена на грани сложности — повозиться придётся, но мозг «сломать» вряд ли получится. Все они связаны с переключением огоньков или настройкой направления света.
В больших локациях всё меняется в обратную сторону — майору нужно добраться до следующего важного строения, а на улицах города полно роботизированной нечисти, желающей заняться аннигиляцией героя. Уничтожить всех не получится — на помощь прилетят пчёлки из улья и за небольшой промежуток времени восстановят всех убитых противников.
Конечно, игрок позднее получит жучка для отключения этих дронов и сможет на короткий срок свободно исследовать локации, однако в любом случае придётся добраться до соответствующего строения, взломать систему и только после этого отправляться зачищать территорию. Впоследствии пчёлки всё равно восстановят инфраструктуру, поэтому бессмысленно тратить время только на это занятие.
Проще пройтись аккуратно в сторонке, уничтожить камеры, убить врагов и быстро осмотреть здания. Внутри них игрок почти всегда находится в безопасности, поэтому каждый раз целенаправленно отключать системы не обязательно. Решение сомнительное, но вполне логичное и оправданное, особенно учитывая наличие высоких технологий. К тому же стелса как такового не присутствует, однако при особом желании можно уничтожить андроидов бесшумно со спины.
Добавим, что на карте нельзя ставить дополнительные маркеры, а соответственно запоминать полезные и интересные места придётся самостоятельно. Отмечены только сюжетные цели и дополнительные полигоны, в которых можно раздобыть полезные модули на оружие. Из неприятного — полное отсутствие побочных заданий и второстепенных активностей. В итоге получаются весьма просторные локации, в которых можно побродить, преследуя собственные цели (собрать ресурсы, модули и т.п.), но сама игра никак не будет мотивировать геймеров к этому. Возможно, это следствие «открытого мира», от которого решили отказаться в процессе разработки.
Противники бывают разные, но отметим наиболее частых — человекоподобные Вовчики нескольких типов (один быстрый, второй с дубинкой и щитом, да и третий тоже сможет жопу «надрать»), пчёлы для починки других роботов и нанесения небольших ранений герою, работники с острыми бензопилами и резкими прыжками, безобидные инженеры Рафики до первой атаки игрока, органические побеги, превращающие трупы в култышей на примере серии The Last of Us, а также летающие сипухи, стреляющие лазерами и прочие более мощные и редкие враги. Вариаций немного, поэтому в большинстве случаев придётся сражаться именно с ними.
Берегите левую руку!
Отдельно отметим бесшовный процесс сбора предметов, которым разработчики точно могут гордиться. Игрок при помощи левой руки и кинетической силы засасывает все возможные предметы к себе в инвентарь. Визуально это выглядит следующим образом — направляем метку на шкафчик или другой доступный предмет, нажимаем и удерживаем одну кнопку и перемещаем прицел по всем контейнерам рядом до полноценного сбора артефактов.
Вдобавок к этому все дверцы и крышки будут открываться, ящики выдвигаться, а на экране появятся мелкие предметы, которые сразу же окажутся в сумке игрока. Благодаря такой системе, игрок не тратит время на открытие и изучения дополнительных меню, а попросту «пылесосит» всю округу. Будьте осторожны, это очень «залипательно»!
В битвах игроку доступны двенадцать вариаций ближнего и дальнего боя, между которыми можно переключаться одной кнопкой (если они были сделаны, конечно), а также уникальные умения «Шок» для активации электрических разрядов, «Стужа» для заморозки, «Телекинез» для захвата, «Полимерный бросок» для дальнейшего использования огня, холода или электричества на жидкость и «Полимерный щит» для ограждения героя от урона. Шок доступен всегда, а два других умения необходимо выбрать в «Элеоноре», специальном роботе-шкафчике для прокачки. Будьте бдительны — при первом знакомстве этот чудо-холодильник будет активно домогаться до героя!
К слову о последней — собранные предметы игрок может потратить на улучшение своих умений или оружия. Разработчикам удалось создать впечатляющую продуманную систему. При установке любого модуля меняется внешний облик оружия — здесь и увеличенные магазины, прицелы, особые стволы и другие обвесы для «пушек», а также особые лезвия, особенные удары и рукоятки для холодных «клинков». К тому же к каждому экземпляру можно прицепить кассетник и при наличии уникальных электрических, морозных или огненных боеприпасов увеличить урон.
Полимерные улучшения перчатки героя и вовсе не только повышают статистические параметры, но и изменяют принцип их действия. К примеру, усовершенствованный Шок будет отталкивать врагов электрическими разрядами, набрасывать цепную молнию и разрывать раненых роботов на части. Ко всему прочему можно прокачать персонажа и увеличить инвентарь, скорость передвижения, запас здоровья и энергии, сопротивление к урону и другие полезности.
Многие улучшения требуют не только различного мусора, но и более специфических деталей. Чаще всего их нужно собирать с поверженных противников, так что стоит потрошить каждого поверженного противника. Особой необходимости в фарме нет, и при грамотном распределении ресурсов сложностей возникнуть не должно.
Технологии, вперёд!
К графике и музыкальному сопровождению не придраться. Все модели высокодетализированные, с высочайшим качеством изображения. Роботы, оружие, здания выполнены с максимальной реалистичностью. Заметны отметины, потёртости и прочие важные для современных игроков детали. Роботы смачно разрываются на части и рассыпаются на части. К сожалению, любоваться видами вряд ли получится — вдалеке заметны природные ландшафты и другие объекты.
Музыкальное сопровождение тоже очень приятно скомпоновано. Все композиции советской эпохи играют через радио, граммофоны и громкоговорители без наложения на основную аудиодорожку. В битвах включаются динамичные треки для поддержания боевого духа игрока. Самое подходящее для того, чтобы навалять бездушным роботам!
А вот к техническому состоянию вопросы. Конечно, с первой игровой сессии заметные просадки FPS были пофикшены, однако игрокам стоит быть готовыми к небольшим шероховатостям. Вполне возможно, что патч первого дня и ближайшие обновления исправят ситуацию, но не отметить эти проблемы было нельзя. Из безобидного — застревание персонажа или не открывшаяся дверь и повторное прохождение участка, а из критичного — проблемы с умениями и ошибки в работе механик. Также в некоторых роликах пропадала плавность анимаций и заметно снижалось качество звука. Платформа при этом не особо важна, так как баги появлялись, как на PC, так и на PlayStation 5. Очень надеемся, что эти «особенности» будут исправлены, а разработчики не бросят фанатское сообщество.
Зато порадовала оптимизация. На PC с видеокартами из «прошлогодней коллекции» можно, не прибегая к хитростям вроде DLSS, получить стабильные кадры на «атомных» настройках. Попытки поиграть на более слабом железе были вполне успешные. Старушка GTX 1050 не была отвергнута игрой, хотя настройки графики пришлось скинуть к минимальным.
Atomic Heart в первую очередь экшен, а не шутер, поэтому в зависимости от личных предпочтений игроков может сработать по-разному, из-за чего появляется двоякое восприятие геймплея. Игровой процесс точно приведёт геймеров в восторг при яркой приверженности к жанру, особой любви к серии BioShock или Prey и желании внимательно зачищать локации, а не бежать сломя голову наперевес с дробовиком.
Иначе несбывшиеся ожидания «мясного» шутера с необычным визуальным стилем полностью оттолкнут игрока. И дело не в каких-то очевидных проблемах геймплея, а в эмоциональной предрасположенности пользователя, который хоть и насладится крутыми тактическими действиями в битвах, но не сможет безостановочно направо и налево уничтожать злобных роботов, как в том же Doom Eternal.
Плюсы:
- Детализированная графика;
- Точное попадание в атмосферу и сеттинг;
- Обширные возможности прокачки;
- Интересный сюжет;
- Отличный саундтрек.
Минусы:
- Некоторые механики не до конца проработаны;
- Большие локации без дополнительных активностей.
Итоговый балл: 8.5 из 10
Вердикт: Atomic Heart — удался. Не шедевр на все времена, но определенно заслуживает внимания. Дизайн, музыка и скрупулёзно построенные локации погружают в уникальную атмосферу, а сюжет удерживает за игрой до самых титров.